Мультимедийный лонгрид - Жил-был метеорит

NEWSROOM DIGITAL

360-градусный мультимедийный ньюсрум ЮУрГУ

Урбанистика XXI века

Новые медиа

30-05-2018

«Урбанизация», пожалуй, самое глобальное изменение, произошедшее с человечеством за последнее столетие. Степень урбанизированности населенного пункта, где живет человек, может рассказать о нем больше, чем цвет кожи, принадлежность к социальному классу или родной континент...

 

Начальный этап развития

 

В какой-то момент между 2010 и 2015 годами впервые в истории человечества количество людей, проживающих в городах, превысило количество людей, проживающих в сельской местности. Сейчас мегаполисы представляют собой огромные территории, как никогда крепко связанные экономически, политически и культурно. На самом деле эти огромные мегаполисы и их жители похожи друг на друга намного больше, чем их сограждане в небольших городах и сельской местности. Все новое, что появляется в наше время, вы скорее всего найдете в крупных городах.

 

На протяжении более чем двух десятилетий географы и социологи обсуждали роль городов в процессе глобализации. Примечательно то, что историки достаточно осторожно исследуют явление глобализации и характер влияния городов на нее и редко публикуют труды на эту тему. Еще в 1996 году социолог Чарльз Тилли писал, что у историков есть «уникальная возможность высказать свое весомое мнение и оценить масштабы влияния урбанизации на социальную жизнь обычных людей». Однако этот призыв остался без ответа. До сих пор не сформирована четкая позиция относительно того, как на нас влияет урбанизация с исторической точки зрения.

 

Урбанистика в прошлом столетье

 

К началу XX века очевидность влияния городов на сознание и образ жизни людей привела к созданию новой академической дисциплины — социологии. Некоторые ранние социологи продолжили нападки на города. В своем эссе «Большие города и духовная жизнь» (1903) Георг Зиммель установил, что люди в крупных городах страдают «повышенной нервностью жизни, происходящей от быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлений». Зиммель обнаружил, что чрезмерное влияние городской жизни вызвало появление образа «блазированного» (с притупленным восприятием) городского жителя. Этот «типичный житель большого города», по словам Зиммеля, реагирует на внешнюю среду «не чувством, а преимущественно умом».

 

Как и другой немецкий социолог Макс Вебер, Зиммель считал определяющей чертой городов то, что их жители в основном не занимаются производством чего-либо необходимого для жизни человека…

 

В отличие от земной прямоты крестьянина горожане кажутся подозрительными и «скользкими» личностями. Как правило, городские представители, например денди, не имеют никакого отношения к земле и ее урожаю и демонстрируют только непродуктивность и поверхностность.

 

Достижения Чикагской социологии 

 

При всей своей неприязни к жизни в больших городах Зиммель — один из немногих мыслителей, сформировавших в XX веке понимание сущности городов и их места в мире. Особенно сильно его работы повлияли на Чикагскую школу социологии. Одним из самых способных его последователей стал Луис Вирт.

 

Зиммель, Вирт и другие социологи начала XX века поражались темпам урбанизации и глубине социальных изменений, которые она с собой несла. Никакие симпатии и антипатии в их работах не сравнятся с той взволнованностью, которую они испытывают по отношению к характерной для городов суматохе: бесконечным потокам переполненных поездов на земле и под землей, ковру из огней, которым накрывается город зимними вечерами, и духу неистового потребительства, царящему в универмагах. У них на глазах все, что казалось высеченным из камня, растворилось в воздухе. В действительности же в городе многое напротив застывает, окаменевает, бетонируется.

 

К изучению городов по-прежнему не привлекались исторические сведения, историки почти не повлияли на то, как мы воспринимаем и осмысляем городскую жизнь. С 60-х годов существуют учебные заведения, где преподается историческая урбанистика, и выходят журналы по этой дисциплине, но социологи и другие ученые-урбанисты особого внимания на ее достижения не обратили. С тех пор как историки заинтересовались культурой, социологические методы, которые и дали начало исторической урбанистике, стали постепенно терять популярность. Это не пошло на пользу молодой науке. Вновь оживший интерес ко всемирной истории, которая питает особую страсть к передвижениям людей и поиску закономерностей на дальних расстояниях, также ничем исторической урбанистике не помог.

 

"Урбан" в современности 

 

И всё же, урбанистика ограничена изучением жизни в современных городах, отсюда — многочисленные белые пятна в понимании некоторых явлений. Любой город — продукт истории, а посему подвержен изменениям.

 

Жизнь и облик города во многом зависят от того, как он появился на свет, и от событий, которые способствовали его появлению. У каждого города всегда больше двух родителей: одни - локальные, другие - глобальные. Сингапур, к примеру, стал одним из мировых экономических центров благодаря британской колониальной политике, открытию Суэцкого канала, политической и социально-экономической истории Китая, а в конечном счете предоставлению независимости странам Юго-Восточной Азии. Городская застройка остается неизменной многие десятилетия, а вот характер отдельных кварталов и их восприятие горожанами могут кардинально меняться. В 20-ые годы городские кварталы в США прочно ассоциировались с бедностью и упадком, а переезд в пригород воспринимался как шаг вверх по социальной лестнице.

Рустам Минязов

/203

Комментарии

Оцените статью:

+1

0

-1




Нет комментариев...

© 2014-2024. Официальный сайт NewsroomDIGITAL | Сайт сделан в ООО «АЗАКС»