Знаменитые «Записки обжоры» искал везде, где только можно: интернет, библиотечные подшивки, букинистические лавки — всё безуспешно. И тут, по счастливой случайности, среди груды макулатуры на кафедре нахожу двенадцатый выпуск журнала «Уральская новь» от 2002 года. Удача? Везение? Случайность? В содержании значится: Ирина Моргулес «Записки обжоры» (да ещё и с личным автографом автора)!
Всего несколько десятков глав — синей ручкой между строк — пометки в жанре «Странная история произошла в…»( буква «т» — намеренно зачеркнута); всего сотню страниц, а по ощущениям — десятитомник истории челябинской журналистики! Не иначе…
О колоссальном авторитете и неимоверной душевной силе Ирины Моргулес сказано столько слов, что и трудно добавить лишнего. Знаменитый челябинский журналист, корифей «Комсомольца», «Вечернего Челябинска», «Южноуральской панорамы», заслуженный работник культуры… Список регалий можно продолжать и продолжать.
«Записки обжоры» — пожалуй, одно из знаменитых произведений Ирины Моргулес, представляет собой своеобразный сборник очерков и историй, случившихся с автором, начиная с периода молодых журналистских опытов и до «седых писательских корней». Здесь и «хрущевская оттепель», и голодные «перестроичные годы», и ельцинский заст(п)ой… А вот тематика этих очерков — стройная фабула: все истории так или иначе связаны с определенным кулинарным изыском. Чего стоят только главы: «Газировка на строящейся домне», «Кремлёвская кукуруза», «Антитеррористический борщ».
В последнее время крайне редко можно найти достойные книги отечественных журналистов, которые не просто увлекали оригинальностью изложения, но — нещадно жгли, подогревая интерес начинающих авторов, потенциальных журналистов, если угодно…
Тексты Ирины Моргулес — как раз то самое исключение из правил. Истории о том, как случай становится судьбоносным, как интервью с известной личностью переходит в многолетнюю дружбу, как меняются люди, лица, города, но желание донести до людей избитую «правду» — не угасает никогда.
Весьма кстати здесь приходится небольшой отрывок из «Записок»: «Журналиста как личность создают или уж по крайней мере отшлифовывают его бесконечные собеседники. Не пользоваться этим, не пытаться впитывать, как губка, те знания, тот опыт, которым могут поделиться с тобой люди значительные, яркие — глупо и расточительно. Но это требует и от тебя работы. Чтобы они раскрылись, хотя бы немного, нужно вызвать у них желание сделать это, добиться доверия. А значит, нужно знания, живой глаз, неподдельный интерес к ним…».
Читая статьи Ирины Морулес, удивляешься насколько разносторонней эрудицией обладал этот человек. От репортажей с чеченской войны — до историй с театральных подмостков челябинской сцены.
— «Не ходите, девки, в лес, там гуляет Моргулес» — так у нас в «Вечерке» придумали про неё, — говорит близкий друг и бывший редактор «ВЧ» Александр Драгунов. — Ирина обладала уникальным для журналистика даром — высказываться прямолинейно на любые вопросы. Было трудно совладать, порой; видела людей насквозь. Даже, я бы сказал, была в этом плане человеком «чистоплотным». Не боялась высказывать своё мнение, если её что-то не устраивало. И, что меня ещё в ней привлекало, она была в некоторой степени неугомонной. Даже тот знаменитый случай, когда она пришла ко мне в кабинет и требовала у редакции, чтобы её (а ей тогда уже было под 60 лет) — отпустили освещать войну в Чечне. Вот таким человеком она была! Очень любила крайности. Во всём. Наверное, именно этой черты характера и не хватает современным журналистам… Надо воспитывать в себе амбиции, писать и не требовать от мира какой-то положительной отдачи. Безвозмездно и беспристрастно…».
Оцените статью:
175
1631
6588
Нет комментариев...