Мультимедийный лонгрид - Жил-был метеорит

NEWSROOM DIGITAL

360-градусный мультимедийный ньюсрум ЮУрГУ

Война глазами "неизвестного" солдата

Новые медиа

20-03-2015

День победы над фашизмом празднуется в России каждый год. Это повод еще раз вспомнить о событиях и героях, повод удивиться мужеству и смелости наших дедов и прадедов. Не каждый стал героем, но каждый стал победителем.

Как часто мы слышим рассказы ветеранов, участвующих в значимых сражениях, видим их по федеральным каналам, читаем статьи в газетах с их воспоминаниями, удивляемся количеству орденов и наград. Мы видим в них героев, которые защищали свою землю, свою Родину. Но не каждому посчастливилось получить звание Героя Советского Союза. Многие честно защищали свою страну, даже не думая о наградах и орденах.

 

Мой дедушка, Яков Владимирович Тасаковский, встретил войну в училище, где обучался киномастерству, ему тогда было 16 лет. А в 1943 ушел на фронт. Дедушка редко делится своими воспоминаниями, говоря, что он простой солдат, у него не было никаких заслуг и что его история никому не будет интересна. Но все же мне удалось с ним поговорить и окунуться в военные будни простого рядового.

 

Какие чувства вызвало сообщение о начале войны?

 

Сначала ничего… пустота… как будто весь мир остановился. Сразу стало так тихо вокруг, хотя за несколько минут до сообщения стоял уличный гул. Потом страх… «Что же дальше будет?», — пронеслось у меня в голове. Я не знаю, как описать все эти чувства, которые накатили как циклон. Хотя все давно уже чувствовали, что скоро что-то будет, но все равно это было неожиданностью. И все планы на будущее мигом рухнули, а в голове одно слово: ВОЙНА.

 

 Я знаю, тебе было тогда всего 16 лет. Чем ты занимались до отправки на фронт?

 

— Я учился на киномеханика в Красноярске. Мне казалось это достаточно интересным, кино тогда было редкостью. Как только я выучился, меня по комсомольской путевке отправили по деревням показывать фильмы. Но так как зимой по сельским дорогам почти невозможно было проехать, я попросился, чтобы меня оставили в городе. Я стал работать в госпиталях, показывал кино раненым. Никогда не забуду, какие у них усталые были глаза, как будто вся работа в мире свалилась на них одновременно. Когда мне пришла повестка в 1943 году в феврале, сразу после дня рождения, я явился в военкомат. Там особо разговаривать не любили, а просто сказали, чтобы явился завтра в 12 часов. Но мать моя жила не в Красноярске, а за 25 километров. Я подумал: «Что делать, надо идти». Не было электричек, автобусов... и я решил идти пешком по замерзшему Енисею. А кругом непроходимая тайга, где-то  волки воют. Как они меня не съели? Повезло, наверное. Пришел я домой где-то к часу ночи, а в четыре уже обратно надо выходить. До поезда, конечно, меня никто не провожал.

 

Как прошло первое боевое крещение?

 

Первый бой я плохо помню. Я тогда никого не убил. Уж слишком страшно было. Да и немцев не видно было — туман. Помню только, что бежать нужно было за лейтенантом и все.

 

Что помогло выжить в экстремальных условиях войны?

 

— Экстремальных условиях? Вся война — одно экстремальное условие. Когда нет боя, ты все равно пытаешься выжить, ухватиться за эту тонкую ниточку. Думаешь о еде в первую очередь, потому что пищи всегда не хватало и возможность была только ночью, когда немцы спят… Потом, если зима, думаешь как же так сделать, чтоб и костер разжечь и чтоб его не заметил враг. А летом, стираешь белье, или, если рядом есть речка или озеро какое, стараешься искупаться, правда, у меня, это всего один раз получилось.

 

Какой самый яркий, памятный момент войны?

 

— Как бы это ни было смешно, но еще только в начале моего пребывания на фронте, я со своим пулеметным расчетом отстал от всего нашего батальона. И вот идем мы день, второй… А так есть хочется, просто невозможно. И тут видим деревушка сгоревшая. Мы решили посмотреть, может, и найдем чего-нибудь. Остался там один уцелевший сарай и в нем мы нашли две банки неизвестных сушеных ягод. Мы все съели и двинулись дольше. Но...вдруг... У нас у всех так сильно заболели животы, что пришлось переночевать в домике лесника. Мы установили пулемет напротив входа и легли спать. Я проснулся первый, на улице уже вовсю солнце светит, и слышу, ходит кто-то около дома. Ну все, думаю, попали мы в засаду. Подкрадываюсь к окну, выглядываю и вижу это женщина какая-то. А живот все еще болит, но уже не совсем сильно. От нее мы узнали, что ягоды эти сушат для того, чтобы организм от паразитов чистить. Вот такая история.

 

 Остались ли друзья на фронте?

 

— К сожалению, фронтовые друзья — это чаще всего недолгие друзья. Так что… друзей много было, да давно уж их нет. И даже их фотокарточек не осталось. Да, много хороших ребят погибло.

 

 Где и как ты встретил победу?

 

— В апреле 45-го меня ранило, так что победу я встретил в госпитале. Мы с другими ранеными играли в шахматы, как слышим визг. И он становится все громе и громче. Начинают хлопаться двери, а наша палата была в конце коридора. Один из раненых вышел из палаты, но его было видно. И тут к нему на шею кидается одна из сестер и кричит: «Победа!!!». Мы все повыскакивали из здания госпиталя, там уже было полно народу и все смеялись, целовались, радовались. И в голове проскочила мысль: «Вот она долгожданная победа!!!». Надеюсь, что таких страданий, потерь, смертей больше не выпадет на долю нашей Родины. И хоть не все вернулись с этого побоища, они всегда будут жить в наших сердцах, в наших рассказах, в наших книгах и фильмах.

Дарья Тасаковская

/103

Комментарии

Оцените статью:

+1

0

-1




Нет комментариев...

© 2014-2024. Официальный сайт NewsroomDIGITAL | Сайт сделан в ООО «АЗАКС»